WEB-Психолог - Основные направления психологии ХХ века
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Основные направления психологии ХХ века ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Основные теории (направления) психологии ХХ века: біхевіоризм, гештальтпсихологія, глубинная психология, когнитивная психология, гуманистическая психология

 

            В конце ХІХ - началу ХХ века психология переживает кризис, связанный с тем, что появились значительные расхождения между теоретической психологией и фактическими результатами экспериментальной психологии; не удалось выяснить специфику психической реальности, не оправдались надежды на использование ассоциации в качестве универсального принципа, объясняющего всю психическую деятельность. Это привело к возникновению новых влиятельных школ (направлений) в научной психологии.

            Влиятельным направлением оказался біхевіоризм (от англ. behavior - поведение), основателем которого является Д.Уотсон (1878-1958), что изложил свои идеи в работе "Поведение: вступление в сравнительную психологию". В ней он впервые в истории психологии, опираясь на идее своего предшественника Е.Торндайка (1874-1949), заявил, что сознание не является предметом психологии. Психология как наука должна изучать не душевные явления, какие недосягаемые для научного наблюдения, а поведение человека, которого возможно наблюдать. Уотсон выводит главную формулу біхевіоризму: "стимул - реакция" (S    R), согласно которой внешний раздражитель, или стимул  (S), порождает определенную реакцию (R), или поведение. Таким образом, достаточно подобрать нужный стимул для того, чтобы получить определенное поведение.

            Последующая эволюция этой школы привела к возникновению необіхевіоризму, представители какого Е.Толмен (1886-1959), К.Холл (1884-1953), предложили формулу S      P      R, согласно какой связки между стимулом и реакцией не является прямыми, а опосредствованными разными факторами, какие они назвали переменными (Р). Б.Ф.Скиннер (1904-1990) - одна из наиболее влиятельных и авторитетных фигур в американской психологии, разработал концепцию оперантного біхевіоризму, метод программируемой учебы, который давал возможность оптимизировать учебный процесс. Идеи біхевіоризму способствовали распространению біхевіоральних методов и манипулированию поведением людей. Позитивное влияние біхевіоризму на развитие лингвистики, социологии, антропологии, становления кибернетики.

            Еще одной школой психологии является гештальтпсихологія (от нем. Gestalt - форма), которая возникла благодаря усилиям М.Вертгеймера (1880-1943), В.Келера (1887-1967), К.Коффки (1888-1941), что выступили против ассоциативной психологии. Главным постулатом гештальтпсихології было признание первичности приматов структур (гештальтів), целостных образований, которые определяют свойства и функции отдельных частей, которые входят в целостную психическую деятельность. Построение сложного психического образа происходит в інсайті (от англ. insight - озарение, понимание) - мгновенном понимании отношений (структуры), которое обеспечивает решение проблемы. Гештальтам присущие собственные характеристики и законы, которые  и были открыты в русле гештальтпсихології. К ним относят законы зрительного гештальту такие как "фигура - фон", "транспозиция" (реагирование не на отдельные раздражители, а на их соотношение). Гештальтисти выступили также с критикой біхевіоризму, который объяснял поведение организма в проблемной ситуации лишь ходом "попыток, - ошибок", которые лишь случайно приводят к успеху. Гештальтпсихология способствовала разработке психического образа, системного подхода, в психологии, возникновению гештальттерапії, одного из направлений современной психотерапии.

            Очень влиятельным течением появляется глубинная психология, основателем которой является австрийский психолог З.Фрейд (1856-1939), который разработал теорию психоанализа. Психика, согласно Фрейду, образует три компонента: "Оно", "Я", "НАД-Я".

            Сфера "Оно" - сфера подсознательных, инстинктивных влечений, которые складываются: 1) из сексуальных влечений, лібідозна энергия (принцип удовольствия); 2) агрессивных влечений (подяг до смерти, разрушения) - танатоса. Эти глубоко инстинктивные, биологически определенные, стремления становятся источником активности человека, направляют ее поступки и поведение. "Я" - вторичный, поверхностный, врождена прослойка, которую называют сознанием. "Я" воспринимает информацию об окружающей среде и состоянии организма; подчиняясь с одной стороны несознательным инстинктам, а из другого - нормам и требованиям "НАД-Я", в интересах самосохранения. "НАД-Я" - внутренний "критик", "цензор"; совокупность моральных норм общества, інтеріорізованих личностью в процессе воспитания и выступающих в виде совести. Таким образом “Я” – конфликтное, невротичное сознание, поскольку требования “Оно” и “НАД-Я” прямо противоположные. Поэтому, основная функция “Я” является достижением гомеостаза, для чего “Я” постоянно  прибегает к механизмам психологической защиты, таких как регрессия, вытеснение, проекция, рационализация, замещение, сублимация.

            Критика біологізаторських взглядов на мотивацию поведения человека (доминирование прирожденных инстинктивных сексуальных и разрушительных) привела к последующему развитию глубинной психологии К.Г.Юнгом (1875 - 1961), А.Адлером (1870 - 1937), К.Хорни (1885 - 1952), Е.Фроммом (1900 - 1980), Е.Ериксоном (1902 - 1994) но др. К.Юнг, основатель аналитической психологии, считал, что коллективное несознательное (архетипи), которое образуется из следов памяти, которая остается от всего прошлого человечества, играет определяющую роль в структуре личности и определяет ее поведение. А.Адлер, основатель индивидуальной психологии, считал, что чувство неполноценности и необходимость компенсировать этот дефект в виде “высочества”, “пренебрежительность” есть действительной детермінантою развитию личности.

            Неофрейдисти (К.Хорни, Г.Салливен, Е.Фромм) пытались  соединить несознательное ядро психики человека с социальными условиями ее жизни. К.Хорни выходила из возражения роли агрессивных или лібідозних инстинктов как ведущих. Зато, она видела доминирующим фактором прирожденное чувство беспокойства (коренной тревоги), которого человек пытается лишиться. Г.Салливен в своей “інтерперсональній теории психиатрии” считает, что “личность – это модель повторяемых межличностных, інтерперсональних отношений”, где главной потребностью выступает предотвращение тревоги. Эта потребность становится ведущей для личности и определяет формирование “Я-системи”, которая структурно выступает как “Я красиво”, “Я плохое” и “Не-я”. Для личности характерная попытка персонифицировать себя как “красивого Я” и возражение мысли о себе как “Я плохого”, поскольку оно является источником тревоги. Е.Фромм считал, что социальное оточеня не просто условием, но очень важным фактором развития личности.

            Одной из перспективных школ современной психологии когнитивна (от лат. сognito - знание), представители которой (И.Найсер, А.Пайвио, Л.Фестингер) отводят решающую роль в поведении человека знанием. Эта школа возникла под воздействием теоретико-інформаційного подхода и для нее главной появляется проблема организации знания в памяти субъекта, о соотношении вербальных и образных компонентов в процессе мышления и запоминания. Фундаментальным понятием когнитивной психологии появляется “схема”, которая олицетворяет внутреннюю программу сбора и обработки информации о явлениях и предметах действительности. Схема детерминирует развитие восприятия, памяти, мышления и других познавательных процессов, подобно тому как генотип детерминирует строение организма. Когнитивная психология способствовала выявлению важных свойств, присущих познавательной деятельности, таких как неполнота познавательных схем, зависимость от внешней среды, выборочность.

            Гуманистическая психология, представители какой Г.Олпорт (1897-1967), К.Роджерс (1902-1987), А.Маслоу (1908-1970), возникает, в определенной мере, как альтернатива біхевіоризму и психоанализа и образует свою концепію личности  и ее развитию. Предметом гуманистической психологии появляется не невротик, а психически здоровая, творческая личность, целью которой выступает не гомеостаз, а потребность, в самом осуществлении, самой актуализации. Каждый человек уникален, открыт миру, добра и наделенная потенциями к самоусовершенствованию и самореализации. До базисных потребностей человека относятся: любовь, духовные ценности, творчество, самоусовершенствования, свобода, правда, смысл. В.Франкл, основатель логотерапии, в работе “Человек в поисках смысла” писал, что когда человек теряет интерес к жизни, то она отдается пороку, ее преследуют тяжелые болезни и неудача. Согласно этих представлений, гуманистической психологией разработаны подходы к обеспечению психического здоровья и благополучия человека.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz