WEB-Психолог - Педагогика как наука
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Педагогика как наука ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Предмет и основные категории педагогики. Система педагогических наук

 

            Педагогика (от грец. "пейда" - ребенок, "гогес" - вести себя) изучает закономерности, принципы, содержание, методы, формы образования, воспитания, учебы; то есть механизмы передачи старшим поколениям и активным усвоениям младшими поколениями социального опыта, необходимого, для жизни и труда. Предметом педагогики является воспитание человека, как особенная функция общества.

            Объект педагогики – реален процесс усвоения новыми поколениями социокультурного опыта человечества, гуманистическое образование и воспитание человека, в течение ее жизни, формирования гуманистических межличностных отношений.

            Основными категориями педагогики является: развитие, воспитание, образование, учеба. Развитие человека - процесс становления ее личности под воздействием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и естественных факторов.

            В истории философской, психологической и педагогической мысли существуют разные подходы в выяснении детерминант развития. Да, біологізаторський подход (Ф.Аквинский, Д.Дьюи, З.Фрейд) считает, что решающим фактором является наследственность человека, а воспитания и среда являются второстепенными. Социологизирующий подход (Д.Локк, Дж.Уотсон) считает главным образом развитию человека социум, систему социальных отношений, а не наследственность. Социальная педагогика базируется на взглядах Я.Коменского, А.Дистервега, которые считали, что личность формируется под интегральным влиянием наследственности, социума и воспитания.

            Уже К.Д.Ушинский выделяет воспитание в широком и узком значении.

            Воспитание (широкое значение) – целеустремленный социальный процесс формирования интеллекта, физических и духовных сил личности, подготовка ее к жизни, активному участию, в трудовой деятельности. Воспитание (узкое значение) - систематическое и целеустремленное влияние на тех, кого воспитывают, с целью формирования у них желаемого отношения к людям и явлениям окружающего мира.

            Самовоспитание – целеустремленное, интеллектуальное, эстетичное, физическое и морально волевое самоусовершенствование личности. К одному из составных элементов воспитательного процесса относят перевоспитание, под которым понимают деятельность воспитателя-педагога, что направлено на уменьшение и трансформацию недостатков в личности.

Образование - процесс и результат усвоения определенной системы знаний, навыков и обеспечения на этой основе соответствующего уровня развития личности. Рядом с получением образования в учебных заведениях, все растущую роль приобретает самообразование (приобретение знаний самостоятельно).

Современная педагогическая наука благодаря процессам специализации  и дифференциации содержит в себе свыше двадцати ветвей, которые предопределены особенностями объекта навчалььно-виховного процесса, такими как возраст, профессия, психофізиологічні характеристики. Общая педагогика изучает фундаментальные законы учебы и воспитания, составными элементами которой является: дидактика (теория учебы), теория воспитания, теория организации и управления в системе образования.

            Выделяют ветви педагогики: дошкольная (изучает закономерности воспитания детей дошкольного возраста), специальная педагогика или дефектология (изучает особенности развития и учебы детей, которые имеют определены физические изъяны); история педагогики (изучает историю развития теории и практики учебы и воспитания в разные исторические периоды разных народов), сравнительная педагогика (изучает педагогический опыт разных стран и сравнивает с отечественной системой), педагогика, военная (изучает особенности воспитания военных), педагогика общеобразовательной школы (изучает формы и методы учебы и воспитания школьников), педагогика высшей школы (изучает закономерности учебы и воспитания студентов), а также педагогика профессионально-технического образования, инженерная, медицинская..

            Педагогику рассматривают не только как науку, но и как искусство, потому что для осуществления учебы и воспитания одной теоретико-методичної подготовки недостаточно. Преподавателям нужно также завладеть педагогическим искусством и мастерством, а особенно работать за призванием.

            Вместе с этим, педагогика как научная дисциплина связана с другими науками, заимствует в них идеи, принципы, методы, что позволяет развивать проблемы учебы и воспитания. Философия, в т.ч. и философия образования, является методологией педагогики. Психология, особенно педагогическая и вековая, изучает закономерности психических процессов детей в условиях учебы и воспитания, в зависимости от их возраста.

            Философские дисциплины, такие как социология, эстетика, культурология, этика рассматривают учебу и образование как существенную основу развития общества и личности, также выполняют методологическую функцию для педагогики. Педагогика также связана и с другими науками, такими как анатомия и фізиологія человека, школьная гигиена, кибернетика, математика.


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz