Способности и
их структура. Воля, эмоции, мотивация
Способности
- индивидуально психологические особенности личности, которые обеспечивают
успех в деятельности, в общении та легкость овладения ими. Способности не
возводят к знаниям, умениям и навыкам, которые есть у человека, но способности
обеспечивают их быстрое приобретение, закрепление и эффективное практическое
приложение. Существуют разные виды классификаций способностей. Выделяют: а)
естественные способности в основе своей биологически обусловленные, связанные с
врожденными задатками; бы) специфические способности, которые имеют социально
исторический генезис и обеспечивают жизнь и развитие в социуме.
Специфические
способности имеют сложную структуру, в которой выделяют разные элементы. 1)
Общие способности, которыми определяются успехи человека в разных видах
деятельности и общения и специальные, что определяют успехи человека в
отдельных видах деятельности (художественные, математические и тому подобное).
2) Теоретические, что определяют схільність человека к абстрактному мышлению, и
практические - конкретно практических действий. 3) Учебные способности, которые
влияют на успеваемость педагогического влияния, и творческие, связанные с
успеваемостью в создании новых идей, открытии изобретений. Высший уровень
развития творческих способностей - талант. 4) Способность к общению, взаимодействию,
с людьми и предметно-діяльнісні способности, связанные с взаимодействием людей
с техникой, природой, знаками.
Рассматривая
этот вопрос, дайте анализ волевой и эмоциональной сфер, а также мотивации
человека. Воля - сознательная саморегуляция человеком своего поведения (общения
и деятельности), которое обеспечивает преодоление трудностей при достижении
целей.
Эмоции
(широкое значение) - своеобразное выражение субъективного отношения человека к
предметам и явлениям окружающей действительности в форме непосредственных
переживаний приятное и неприятное. Эмоции (узкое значение) - реакция человека
или животных на влияние внутренних и внешних раздражителей, связанная с
удовольствием или неудовлетворением биологически значимых потребностей. Могут
быть эмоции позитивные и негативные, стенічні и астеничные.
Чувство
- отображение в сознании человека ее отношений к действительности, которые
возникают при удовольствии или неудовлетворении ее потребностей. За
направленностью чувства разделяются на: моральные (гуманность, сочувствие,
любовь...); интеллектуальные (любознательность, сомнение, интерес...);
эстетичные (чувства красоты или уродливого, чувства величественного...),
практические.
Мотивация
в психологии рассматривается в виде трех относительно самостоятельных видов
психологических явлений. 1) Мотивация как мотив, который выступает как
побуждение к деятельности, порождена системой потребностей человека. 2)
Мотивация как причины, которые определяют выбор направленности поведения. 3)
Мотивация как средство саморегуляции поведения и деятельности человека
(желание, влеченье...). Мотивационные явления, часто повторяясь, становятся
чертами личностичеловека, такими как:
мотив достижения успеха и избежания неудачи, локус контроля; аффіліація;
альтруизм; мотив власти но др.