WEB-Психолог - Становление психологии
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Становление психологии ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Становление психологии.

Психологические знания в античности

 

            Психология в своем генезисе, становлении и развитии, проходит значительные исторические этапы. Первый - психология понималась, как наука о душе и наличием души пыталась объяснить все непонятные явления в жизни человека. Второй этап начинается в XVII веке в связи с развитием природоведения, когда психология понимается как наука о сознании. Третий этап начинается во второй половине ХІХ века, когда психология понимается как наука о поведении. Четвертый, современный этап трактует психологию как науку, которая изучает объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

            Еще в первобытную эпоху складываются первые представления о психике, которые связаны с анимизмом (от латинского "аніма" - дух, душа), согласно которому у всего существующего есть душа, как независимая от тела сущность, которая руководит всеми живыми и неживыми предметами. Давние греки, преодолевая взгляды анимистов, выдвинули ряд важнейших представлений о психической деятельности. Гераклитивске понимания души ("психеї") как искры "вечно живого огня" Логоса (общего закона души и тела); идея Демокрита о детерминизме (причинность); понимание души как феномена культуры (софисты, Сократ, Платон); идея целостности (системности) организма; идея развития; идея типологии души (гуморальная концепция Гиппократа).

            Платон, базируясь на своем учении об идеях, считал, что душа у человека существует раньше, чем она вступает в сочетание с телом. Она является образом и витком мировой души. Душа имеет структурные элементы: ум, который размещается в голове; мужество (воля), которое размещается в груди; мотивация, которая находится в сфере желудка. Гармоничное единство умственного начала как ведущего, благородных направлений и мотивации предоставляют целостности душевной жизни человека. Больше чем через две тысячи лет эта идея будет воспринята и развитая в психоанализе З.Фрейда.

            Аристотель, вершина античной психологии, решительно заявляет, что душа присуща только живому и выделяет три типа душе: а) вегетативная, присущая растениям; бы) подвижная, присущая животным; в) умная, присущая только человеку. Душа - форма живого тела, причина и цель, всех его жизненных функций. Движущей силой поведения человека является желание (внутренняя активность организма), соединенное с чувством удовольствия или неудовлетворения. В основе познания заключаются чувственные восприятия. Хранение и воссоздание ощущений дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений  и умозаключений.

            В эпоху эллинизма, когда завершился переход от демократии к монархии, изменяется и роль психологических знаний в обществе, они играют психотерапевтическую роль. Психология пытается сформулировать ответы на вопрос "Как жить в условиях, когда от человека уже ничего не зависит?" Эпикурейцы предлагают быть счастливыми, а для этого не нужно бояться ни смерти, ни богов, а также отстраниться от всех общественных дел. Стоики учили достижению атараксии, что возможно только освободившись от власти аффектов. Именно аффекты "портят" ум, потому от них нужно лечить как от болезней. Только ум, свободный от любых эмоциональных потрясений (как позитивных, так и негативных) способный верно руководить поведением человека, что позволяет ей выполнить свое назначение и сохранить внутреннюю свободу.

            Психология обогащалась в эпоху эллинизма и представителями александрийской школы, а также в римский период (Гален (ІІ ст. к н. е.), Плотин (ІІІ ст. н. е.), Августин (IV - V ст. н. е.)). Гален следом за Гиппократом разрабатывал учение о темпераменте; о мозге как носитель ума; об аффектах; о зависимости жизнедеятельности организма от нервной системы. Плотин, основатель неоплатонізму, утверждал принцип абсолютной невещественности души и впервые в истории психологии умов ее как учения о самосознании. Индивидуальная душа, за Плотином, с одной стороны направленная к мировой душе, которой порожденная, а из другого направленная на себя, на собственные действия, за которыми она наблюдает. Это явление через многие века будет названо рефлексией. Августин, учение которого знаменовало переход от античной традиции к средневековому христианскому мировоззрению, утверждал, что основу души составляет не ум, а воля; тем самым заложил принципы волюнтаризма.

Особенное внимание уделите анализу учения о душе Аристотеля, которое стало вершиной античной психологии. Рассмотрите также психологические взгляды в эпоху эллинизма (стоіки, эпикурейцы, александрийская школа), в римский период (Гален, Плотин, Августин). Таким образом, античные мыслители поставили большие проблемы, открыли некоторые направления развития психологической науки.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz