В связи с господством церкви в обществе и науке, душа
понимается как божественное, сверхприродное начало, и потому изучение душевной
жизни должно быть покорено заданием богословия. Тем не менее, в эпоху средних
возрастов (Ф.Аквинский, У.Оккам, арабские ученые: Ібн-сіна, Ибн-рушд) были
осмыслено много сторон душевной жизни личности, которая ищет высший смысл и
моральный абсолют.
В средние века, особенно в арабомовній культуре, накапливался конкретный
материал об анатомофізиологічні особенностях человеческого организма как одной
из составляющих психики. Ібн-сіна (ХІ ст.) в "Каноне медицинской
науки" заложил основы вековой психологии, изучая связь между физическим
развитием организма и его психологическими особенностями в разные вековые
периоды. В учении о человеке Ибн-рушда (ХІІ ст.) отрицалась идея бессмертия
индивидуальной души, под которой понимались функции организма (чувственность).
Чувственность необходима для деятельности ума, связанная с телом и вместе с ним
исчезает.
С критикой идей Ибн-рушда выступил
выдающийся схоласт Фома Аквинский (ХІІІ ст.), который на основе интроспективных
идей Плотина, Августина создал теологическую психологию.
В эпоху Возрождения происходит возрождение античных идей,
культуры, проникнених идеями гуманизма, антропоцентризма, пантеізму,
натурфилософия. В работах П.Помпонаци (1462-1525), Б.Телезио (1509-1588),
Леонардо да Винчи (1452-1519), Хуан Луиса Вивеса разрабатывается опытная,
детерминистская, научная методология исследования психических явлений.