Выделяют две группы методов: познавательные, исследовательские и методы
активного психологического влияния на человека. Охарактеризуем их.
Исследовательские методы в свою очередь состоят из четырех групп: 1)
организационные, к которым относят действующие в течение всего изучения, -
сравнительный, лонгітюдний и комплексный методы; 2) эмпирические способы
получения научных данных; 3) приемы обработки данных (количественный и
качественный анализ); 4) интерпретационные (разные варианты генетического и
структурного методов). К основным методам психология относит: а) наблюдение, с
помощью которого осуществляется переход от описания фактов кобъяснению их внутренней сущности, а также
самонаблюдения; бы) эксперимент - активное вмешательство исследователя в
деятельность исследуемого с целью создания условий, в которых оказывается
психологический факт. Выделяют виды экспериментов: 1) естественный - психологический
эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для исследуемого;
2) лабораторный эксперимент осуществляется в искусственных условиях с
использованием специальной аппаратуры, с жестким контролем всех влиятельных
факторов; 3) формирующий (учащий) эксперимент, когда формируется психическое
явление в процессе учебы и воспитания. К психодиагностическим методам
психология принадлежит: беседа, анкетный метод, анализ процесса и продуктов
деятельности, тестовый, социометрия но др.
Научная психология произвела также
определен методологический арсенал психологического влияния на человека, с
целью улучшения ее психологического состояния. Это такие методы как
психологическая консультация, психологическая коррекция, психологический
тренинг, психологическая терапия и реабилитация. Важно знать, что эти методы
может применять только психолог-профессионал.
Эффективное использование методов,
особенно эмпирических, зависит от того, насколько они есть валідними (отвечают
потому, для получения и оценки чего они назначены) и надежными.