Выделяют
разные средства, механизмы и методы психологического влияния, на человека.
Психологическое влияние предусматривает изменение механизмов регуляции
поведения и деятельности человека. Средствами влияния могут быть: а) вербальная
информация; бы) невербальная информация (мимика, жесты, позы, интонация
вещания); в) привлечение человека в специально организованную деятельность; г)
регуляция степени и уровня удовлетворения потребностей.
Под
методом влияния понимают совокупность приемов, которые реализуют влияние на
источники мотивации активности человека; на групповые нормы, установления,
самооценки людей; на состояния, в которых человек находится и которые изменяют
ее поведение. Это такие приемы, как прием "регрессии";
"кооптации", "ассоциативного", "эмоционального
переноса"; "воспоминаний горького прошлого"; метод создания
неопределенных ситуаций, метод ориентирующих ситуаций но др.
Рассмотрим
сущность широко известных механизмов влияния: заражение, суггестия (влияние),
наследование, убеждение. Выясним сущность основных психологических средств
влияния: суггестия (внушение), имитация, убеждение. Внушение – психический
влиянию на человека, который основывается на некритической оценке содержания
информации, что ею воспринимается, и незначительном контроле своего сознания.
Эффективность внушения зависит от таких факторов, как особенности психики
человека, на которого направлено влияние (уверенность или неуверенность в себе,
самооценка). Важное значение имеет социальный статус, популярность, профессия,
волевые и интеллектуальные качества человека, который осуществляет
психологическое влияние, степень доверия и зависимости от нее. Степень внушения
зависит также от количества людей и их возраста. При росте группы людей и
уменьшении их возраста впив будет эффективнее.
Имитация – воссоздавание качеств,
поступков, действий, паттернов повідінки другого человека, на которого хочется
быть похожим. Имитация имеет важное значение в развитии личности, особенно в
детстве. Молодежь не всегда имитирует то, которое является общественно важным,
но часто отдает преимущество новым, дінамічним моделям (молодежная
субкультура), иногда и негативным. К условиям имитации относят:
а)
внешняя привлекательность, яркость образца;
б)
уважение, увлечение образцом;
в)
направление личности наподобие, сознательное желание быть таким же;
г)
меньший опыт человека относительно своего “кумиру” в определенном отношении.
Имитация,
в определенной мере, способствует социализации человека, возможности
действовать в условиях принятых в обществе норм.
Психологическое заражение является
передачей определенного эмоционально психического настроения от одного человека
к другой. Оно базируется на не-сознательном потязі человека к определенным
психическим состояниям (заражение смехом на вечерах юмора или Клуба веселых и
сообразительных; заражение паникой или гневом...). Его эффект зависит от
количества слушателей и степени эмоционального напряжения человека, который
влияет на них. При увеличении публики и эмоционального напряжения эффективность
заражения растет.
Если внушение, имитация и
психологическое заражение, базируются на эмоциях, обращением к несознательной
сфере, то убеждение обращается к логической сфере, ум у человека, человека,
который имеет низкий культурно-образовательный уровень почти невозможно
(логично) убедить. Если содержание и форма убеждения отвечают уровню развития
личности, его потребностям и мотивам, то эффективность впдиву растет и будет
стойким. Существуют определенные условия успешного убеждения:
а)
человек, который убеждает сама повинная быть глубоко убежденная в том, которое
доводит;
б)
последовательность, логичность, доказательность, наведение как общих положений,
так и конкректних примеров;
в)
анализ фактов, которые известны людям, которых убеждаешь;
г)
высокий социокультурный статус, “харизма” субъекта убеждения.