Важнейшей
формой освоения действительности человеком является мышление. Мышление - высшая
форма отображения мозгом, осознания и понимания не конкретных, а общих,
существенных свойств и закономерностей, которые непосредственно, наглядно
человеку в ее опыте не поданные. Мышление взаимоувязано с відчуттєвим познанием
и осуществляется в языковой форме. Выделяют операции мышления: абстракция,
сравнение, обобщение, конкретизация, анализ, синтез. Мышление - собственно
является психологическим процессом, который связан с открытием для мыслящего
субъекта нового знания на основе переработки отриманоїї информации, то есть с
решением "проблемной" ситуации.
Выделяют
формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие
– форма мышления, в которой обобщаются существенные признаки предметов и
явлений действительности в их сущностных связках и отношениях. Существенными
являются такие признаки, которые принадлежат объектам, выражают их природу,
сущность и без которых объекты не могут существовать. Понятие существует в
слове, но не каждое слово является понятием, например, “но”, “да”, “темнеет”.
Содержание понятия – отображение в нем существенных признаков объекта, а объем
понятия – отображен круг объектов в нем. Да, понятия с большим объемом называют
родовыми (“одежда”, “животные”), а с более малым - видовыми (“платье”,
“козел”). Категориями называются такие понятия, которые имеют самый широкий
объем (“пространство”, “движение”, “время”).
Суждение – форма отображения
действительности, которая заключается в том, что утверждаются или отрицаются
признаки, свойства или отношения, в определенных объектах. Например: “Железо
проводит тепло”, “Сегодня дождь не предусматривается”. Суждение может быть
истинным, если оно адекватно отображает отношения, которые существуют в
объективной действительности. Суждения разделяют на утвердительных и
отрицательных; простые и сложные; единичные, частичные и общие.
Умозаключение – форма мышления, в которой с помощью суждений выводится
новое и добывается новое знание.
Умозаключения разделяют на индуктивные, дедуктивные, по аналогии.
Рассмотрите виды мышления: 1)
Теоретическое, понятийное мышление рассматривает проблемыс помощью логики на основе исходной (полной,
надежной) информации, не обращаясь к данным опыта. 2) Образно теоретический вид
мышления, связанный с художественной деятельностью. 3)Наочно
(предметно)-дійове, связанное с практической деятельностью. 4) Наглядно
образное - вид мышления, который необходимо опирается на восприятие или
представление (цыганка-ворожея, которая выбирает клиента и тому подобное).
Прикладная
психология большое внимание уделяет изучению индивидуальных особенностей
мышления. Это такие показатели: самостоятельность мышления; широта ума, глубина
ума, гибкость ума (свобода мысли от влияния прошлого опыта); скорость ума
(способность быстро разбираться в ситуации и принять правильное решение);
критичность ума; поспешность ума.
Обратите
внимание на формы и уровни расстройства мышления: "ментизм"
(непроизвольный, неуправляемый, непрерывный поток мыслей); "подробность
мышления" (вязкость, малоподвижность, отсутствие выделения главного);
"паралогическое" (женская логика); "разорванное"
(отсутствие содержательного единства при правильном грамматическом побудування
фраз); "функциональная ригидность мышления" (стереотипность
мышления); "аутентичное мышление" (надуманный, фантастический мир
является определяющим фактором мышления).