Выясним, что лидерство - способность
влиять на отдельных індивидів и коллектив в целом, в частности, направив их
усилие на достижение каких-либо целей.
Существуют
основные концепции лидерства: теория черт, ситуационная и синтетическая.
Согласно теории черт, лидером становится человек, которому присущий
определенный набор личностных качеств. Это такие психологические черты как
сильная воля, мужество, уверенность в себе, компетентность, организационные
способности, острый ум. Эта концепция аргументированно критикуется, поскольку
часто лидерами становятся люди, которые не имеют отмеченные качества.
Ситуативная
теория рассматривает лидерство как результат возникновения в группе
определенной ситуации, в которой человек, который имеет определенные
способности, опыт, качества, для оптимального решения ситуации, становится
лидером. В разных ситуациях в группе выдвигаются разные лидеры, но не
исключено, что лидер в одной ситуации может стать лидером группы и в другой,
или рассматриваться как «лидер вообще».
Синтетическая
концепция рассматривает лидерство как процесс организации межличностных
отношений в группе, а субъект управления процессом является лидером. Сущность
этой теории заключается в том, что лидерство рассматривается в контексте
совместимой групповой деятельности.
Лидер творится стихийно, “снизу” в результате психологических отношений в
группе, тогда как руководитель определяется “сверху”, официально. Лидер направляет,
ведет за собой своих последователей, которые идут за лидером. Оптимальным
вариантом для эффективности деятельности группы является совпадение
руководителя и лидера в одном лице.
В теории и практике управления существуют разные стили лидерства. Авторитарный
(директивный, диктаторский) стиль, для которого характерные: жесткие
единоличные средства управления, запрещение инициативы и обсуждение принятых
решений, жесткий постоянный контроль, за выполнением решений, отсутствие
интереса к сотрудникам как личностей. Этот стиль имеет много недостатков
(пассивность сотрудников, большая возможность принятия ошибочных решений,
неудовлетворительный социально психологический климат...) и потому прав лишь в
критических ситуациях (военные действия, аварии...).
Для демократического (коллективного) стиля характерные: широкое обсуждение
проблем, поддержка инициативы сотрудников, учета их взглядов, принятые решения,
контролируются руководителем и сотрудниками, выявление руководителем
потребностей, интересов сотрудников; благоприятный социально психологический
климат в группе. Этот стиль имеет много преимуществ (высокие производственные
показатели, высокие возможности правильности принятых решений, высокая
активнітсь сотрудников...), но может воплотиться только при высоких
организационных, интеллектуальных и психологических способностях руководителя.
Анархический (либеральный) стиль характеризуется отходом от фактического
управления и керивництва, надеждой, что “все сделается сам”. При этом стиле,
как правило, низкие походники труды, сотрудники не довольны руководителем,
отсутствуют стимулы качественного труда, плохой психологический климат группы.
Выделяют такжепартіціпативний,
непоследовательный и ситуационный стили, соответственно разные типыруководителей. Так Р.Блейк, Д.Мутон, в
зависимости от направления руководителя на интересы производства илибеспокойство о людях выделят пять типов
руководителя. Либерал – беспокоится о людях, а не производстве; пессимист – ему
не интересные не производство, ни сотрудники; діктатор – главное производство,
а не люди; манипулятор (карьерист, бюрократ) -определенный интерес к людям и производству (главное свои собственные
интересы или официальнаясубордінація);
организатор – высокая направленность на эффективный труд в сочетании с высоким
уважением и доверием к людям. ( Рис. 8.2.)
Поскольку выпускнику инженерной академии, как правило, свойственное
выполнение управленческой деятельности, усвойте основные психологические
требования к менеджеру и реализации управленческих функций. Менеджер -
специалист, который занимается организацией работ коллектива на базе
специальных методик и процедур. Менеджмент - система действий, которые
обеспечивают согласованную работу коллективов людей с оптимальными
экономическими результатами. Целью менеджмента является создание эффективной
организации и потом ее изменение таким образом, чтобы она отвечала переменчивым
заданиям и обстоятельствам. Выделяют следующие психологические качества
руководителя (Р.Стоцилл): доминантность; уверенность в себе;эмоциональная уравновешенность и
стресостійкість; креативність; стремление к достижению та деловитость;
способность пойти
на умный риск; ответственность и надежность в исполнении заданий; честность,
верность данному обещанию и гарантиям; независимость, самостоятельность в
принятии решений; гибкость поведения в ситуациях, которые изменяются;
общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.
Рассмотрите также психологические
аспекты реализации основных управленческих функций (планирование, организация
деятельности, мотивация, регуляция, контроль) и психологические критерии
эффективности деятельности руководителя (психологический климат в коллективе,
удовольствие членством в коллективе, авторитет руководителя, мотивация членов
коллектива но др.)