WEB-Психолог - Теории и стили лидерства
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Теории и стили лидерства ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Теории и стили лидерства. Психология управления

 

            Выясним, что лидерство - способность влиять на отдельных індивидів и коллектив в целом, в частности, направив их усилие на достижение каких-либо целей.

            Существуют основные концепции лидерства: теория черт, ситуационная и синтетическая. Согласно теории черт, лидером становится человек, которому присущий определенный набор личностных качеств. Это такие психологические черты как сильная воля, мужество, уверенность в себе, компетентность, организационные способности, острый ум. Эта концепция аргументированно критикуется, поскольку часто лидерами становятся люди, которые не имеют отмеченные качества.

            Ситуативная теория рассматривает лидерство как результат возникновения в группе определенной ситуации, в которой человек, который имеет определенные способности, опыт, качества, для оптимального решения ситуации, становится лидером. В разных ситуациях в группе выдвигаются разные лидеры, но не исключено, что лидер в одной ситуации может стать лидером группы и в другой, или рассматриваться как «лидер вообще».

Синтетическая концепция рассматривает лидерство как процесс организации межличностных отношений в группе, а субъект управления процессом является лидером. Сущность этой теории заключается в том, что лидерство рассматривается в контексте совместимой групповой деятельности.

Лидер творится стихийно, “снизу” в результате психологических отношений в группе, тогда как руководитель определяется “сверху”, официально. Лидер направляет, ведет за собой своих последователей, которые идут за лидером. Оптимальным вариантом для эффективности деятельности группы является совпадение руководителя и лидера в одном лице.

В теории и практике управления существуют разные стили лидерства. Авторитарный (директивный, диктаторский) стиль, для которого характерные: жесткие единоличные средства управления, запрещение инициативы и обсуждение принятых решений, жесткий постоянный контроль, за выполнением решений, отсутствие интереса к сотрудникам как личностей. Этот стиль имеет много недостатков (пассивность сотрудников, большая возможность принятия ошибочных решений, неудовлетворительный социально психологический климат...) и потому прав лишь в критических ситуациях (военные действия, аварии...).

Для демократического (коллективного) стиля характерные: широкое обсуждение проблем, поддержка инициативы сотрудников, учета их взглядов, принятые решения, контролируются руководителем и сотрудниками, выявление руководителем потребностей, интересов сотрудников; благоприятный социально психологический климат в группе. Этот стиль имеет много преимуществ (высокие производственные показатели, высокие возможности правильности принятых решений, высокая активнітсь сотрудников...), но может воплотиться только при высоких организационных, интеллектуальных и психологических способностях руководителя.

Анархический (либеральный) стиль характеризуется отходом от фактического управления и керивництва, надеждой, что “все сделается сам”. При этом стиле, как правило, низкие походники труды, сотрудники не довольны руководителем, отсутствуют стимулы качественного труда, плохой психологический климат группы. Выделяют также  партіціпативний, непоследовательный и ситуационный стили, соответственно разные типы  руководителей. Так Р.Блейк, Д.Мутон, в зависимости от направления руководителя на интересы производства или   беспокойство о людях выделят пять типов руководителя. Либерал – беспокоится о людях, а не производстве; пессимист – ему не интересные не производство, ни сотрудники; діктатор – главное производство, а не люди; манипулятор (карьерист, бюрократ) -  определенный интерес к людям и производству (главное свои собственные интересы или официальная  субордінація); организатор – высокая направленность на эффективный труд в сочетании с высоким уважением и доверием к людям. ( Рис. 8.2.)

Поскольку выпускнику инженерной академии, как правило, свойственное выполнение управленческой деятельности, усвойте основные психологические требования к менеджеру и реализации управленческих функций. Менеджер - специалист, который занимается организацией работ коллектива на базе специальных методик и процедур. Менеджмент - система действий, которые обеспечивают согласованную работу коллективов людей с оптимальными экономическими результатами. Целью менеджмента является создание эффективной организации и потом ее изменение таким образом, чтобы она отвечала переменчивым заданиям и обстоятельствам. Выделяют следующие психологические качества руководителя (Р.Стоцилл): доминантность; уверенность в себе;  эмоциональная уравновешенность и стресостійкість; креативність; стремление к достижению та деловитость; способность пойти на умный риск; ответственность и надежность в исполнении заданий; честность, верность данному обещанию и гарантиям; независимость, самостоятельность в принятии решений; гибкость поведения в ситуациях, которые изменяются; общительность, умение общаться, взаимодействовать с людьми.

            Рассмотрите также психологические аспекты реализации основных управленческих функций (планирование, организация деятельности, мотивация, регуляция, контроль) и психологические критерии эффективности деятельности руководителя (психологический климат в коллективе, удовольствие членством в коллективе, авторитет руководителя, мотивация членов коллектива но др.)


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz