Барьеры общения. Конфликт, его типы и способы решения
Общение
предусматривает достижение определенной цели, а потому разрабатывают методы
повышения эффективности общения, к одному из которых относят аттракцію (от лат.
attrakere - привлекать). Дейл Карнеги выделяет следующие приемы аттракції:
-проявляйте искренний интерес к собеседнику;
-признавайте воспитанность других;
-сделайте попытку понять другого человека, не осуждайте ее, поскольку
критика почти всегда приводит к конфронтации, -обращаться к собеседнику, называть его имя, имя ли и отчество, поскольку
человеку приятно, что ее знают;
-будьте приветливыми, улыбайтесь;
-учитывайте интересы собеседника и ведите разговор в кругу его
интересов;
-будьте красивым слушателем и вас будут считать красивым собеседником;
-уважайте мнение другого;
-пытайтесь понять собеседника, поставив себя на его место.
Но не ввиду
использования разных приемов аттракції, общения, может быть не только не
эффективным, а даже конфликтным. В условиях человеческой коммуникации иногда
возникают специфические коммуникативные барьеры, к которым относят самые
разнообразные препятствия, в том числе и те, которые связаны с кодировкой и
декодированием информации. Когда мысль кодируется во внутренний язык, то
теряется до 30% информации. Во внешний язык переходит из внутренней до 80%
информации, что уже перекодированная во внутренний язык. В процессе
монологического общения, такого как лекция, когда студенты не должны
возможности уточнять содержание, то в памяти у них остается 20% информации.
Рядом с этими препятствиями общения существуют и другие, которые имеют
социально психологический характер. Барьеры общения – те многочисленные
факторы, которые служат причиной конфликтов или способствуют им. В основе
любого конфликта заключается ситуация, которая содержит или противоречивые
позиции сторон по поводу какого-либо, или противоположные цели или средства их
достижения, при данных обстоятельствах, или расхождение интересов, стремлений,
установлений, желаний, влечений оппонентов.
Известный психолог Кеннет У.Томас выделяет пять основных стилей поведения в
конфликтных ситуациях (Рис. 7.2.). Он применяет двухмерную модель регуляции
конфликтов, базовымв которой является
сотрудничество (внимание к интересам другого) и конкуренция (защита прежде
всего своих интересов). К.Томас считает, что при таких стилях поведения, как
конкуренция или покладистость выигрывает только один участник конфликта;
проигрывают оба, если идут на компромиссные уступки. Наилучший стиль поведения
является сотрудничеством, поскольку все выигрывают.
Различают социально психологические
препятствия, которые мешают адекватному восприятию и оценке собеседника,
основными из которых является:
А.
Невминня различать ситуативное общение за такими признаками, как:
-цели, намерения, мотивы
общения;
-стили поведения, присущие для
досягення поставленных целей;
-психическое состояние
собеседника (например, фрустрация, ди-
стресс...).
Б.
Наявнисть сформированных установок, оценок, убеждений, которые существуют у
людей, задолго до того как начался реальный процесс общения и оценивания собеседника.
Воспитание личности, в определенной мере, сводится к формированию готовности
действовать должным образом, до формирования установок полезных для человека и
общества. Таким образом, у взрослого человека в психике формируются и влияют на
человека установки, которые были еще усвоены в детстве. “Что здесь учить? Я и
так знаю”. – говорит студент.
В.
Установки способствуют выработке определенных стереотипов, к которым и пытаются
отнести собеседника. “Все вы одинаковы”. – говорят женщины мужчинам и наоборот.
Г.
Неридко встречается попытка дать “окончательную” оценку собеседника, не имея о
ней достоверную информацию, или только после первого собеседования. Отсутствие
желания прислушиваться к мнению других людей в оценке личности.