WEB-Психолог - Принципы дидактики
WEB-Психолог
Понедельник, 10.05.2010, 08:11



Приветствую Вас Гость | RSS
[ Главная ] [ Принципы дидактики ] [ Регистрация ] [ Вход ]
Меню сайта

Друзья сайта

Принципы дидактики.

 

Реализация дидактичных принципов осуществляется через разработку теории и основных видов учебы. Выделяют такие виды учебы: традиционное (репродуктивное), проблемное, программируемое, игровое, компьютерное, модульное. Репродуктивное или пояснююче-ілюстративне учеба один из эффективных, проверенных временами, средств передачи систематизированного опыта человечества. Сущность его заключается в том, что педагог выкладывает готовый материал в описательной форме, разъясняющие сложные вопросы, а студенты (ученики) воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Репродуктивная учеба базируется на последовательности, доступности, систематичности, наглядности и полноте преподавания материала, из конкретного предмета. Передача материалу осуществляется преподавателем с помощью вещания (лекция, объяснение), печатного текста (учебники, учебные пособия, методические рекомендации), наглядных средств (схемы, натуральные объекты, видеофильмы), в т.ч. технических средств учебы; практического демонстрирования способов деятельности (решение задач, доказательство теоремы, составления плана), в т.ч.  лабораторных работ. Главная цель репродуктивной учебы заключается в том, чтобы обеспечить студентов системой научных знаний, умений, навыков, с помощью которых, студенты смогут не только получить новые знания, но и активно их использовать. Главные недостатки:

а) отсутствие формирования и развития творческих способностей молодого человека;

б) авторитаризм взаимоотношений педагога и студента.

            Программируемая учеба, опираясь на компьютерную технику, в определенной мере, ослабляет недостатки традиционного, совершенствует его. Основой программируемой учебы является учебная программа, в которой четко систематизирует сам учебный материал; действия студентов по его усвоение и форму контроля усваивания. Учебный материал разбивается на небольшие, логично завершенные, дозы, усвоение которых проверяется контрольными вопросами. Если студент правильно отвечает, то предоставляется дежурная учебная доза; при неверном ответе нужно повторить материал, а тогда опять проверить себя. Преимущества программируемой учебы включают у себя: дозированная учебного материала, индивидуализируется темп учебы, активная, самостоятельная познавательная деятельность студента; постоянный контроль усвоения знаний; использование технических средств учебы (информационных, контролирующих, учебных), в т.ч. и автоматизированных.

            Одним из видов производительной учебы проблемно, с помощью которого у студентов производится умение мыслить оригинально, творчески, логично, инициативно, самостоятельно преодолевать теоретические трудности, формировать и развивать познавательные способности, интересы и позитивное эмоциональное отношение, к учебе. Проблемная учеба нуждается во включении в учебный материал теоретических проблем, проблемных ситуациях, для решения которых студенту нужны новые знания.

            Важными условиями проблемной учебы выступают: необходимость вызывать познавательный интерес студента к содержанию проблемы; познавательный материал должен быть важным в учебно-профессиональном аспекте; стиль общения преподавателя и студента из авторитарного изменяется на демократический (диалогический) при поддержке свободы взглядов и мислительної активности студентов. Проблемная учеба опирается на использование таких методов как проблемное преподавание, частично исследовательский, исследовательский, эвристический, эмпирически исследовательский, прогностический.

            Проблемная учеба в зависимости от самостоятельного участия студентов подразделяется на ряд уровней. При проблемном преподавании материала лектор ставит проблемные вопросы и постепенно в течение лекции показывает как наука решает эти проблемы, при этом у студентов формируются не столько знание-копии, сколько знание-умение, умение самостоятельно делать выводы. Частично поисковый, дослідницікий метод заключается в том, что преподаватель производит систему проблемных вопросов, которые создают интеллектуальные трудности и интеллектуальный поиск студентов, имеющихся знаний, который недостаточно для решения проблем. Педагог задает дополнительные, наталкивающие вопросы-подсказки, которые позволяют студентам самостоятельно разрешать проблему и тем самым формируются их творческие способности. При исследовательском методе студенты самостоятельно формулируют проблему (курсовая, дипломная работа, студенческие научные доклады, статьи) и сами решают ее под руководством и контролем преподавателя. Этот метод обеспечивает производительную, творческую деятельность студента и выработку знаний-умений, знаний-трансформаций.

            Проблемная учеба имеет много преимуществ, прежде всего формирование творческой личности, но не всегда может быть применено. Почему? Потому, что не каждый учебный материал может быть представлен в форме проблемы; при формировании технических умений и навыков традиционная учеба эффективнее; производительные методы нуждаются в значительном времени и высокой педагогической квалификации преподавателя. Поэтому в современной педагогике органически совмещаются как традиционные, так и производительные, современные, инновационные методы учебы.

            Проблемное изложение содержания учебного материала реализуется также игровой учебой в форме учебно-деловых игр, которые бывают разными в зависимости от сложности. Самая простая игра заключается в том, что студенты знакомятся с конкретными производственными ситуациями и им необходимо как специалистам принять определены профессиональные решения, которые коллективно обсуждаются. Более сложная игра заключается в том, что студенты выполняют (играют) определены сценарные роли в ситуациях, которые носят инвариантный характер в зависимости от принятых своих ранее решений и действий других исполнителей. Другие студенты потом оценивают действия участников игры, которая способствует выработке и усвоению практических профессиональных умений, навыков. Наивысший тип – полномасштабная деловая игра, которая имитирует профессиональную деятельность и последствия профессиональных решений. Такая игра нуждается в кропотливой настойчивой подготовке, значительного времени для ее проведения и высокого профессионального мастерства педагогов и исполнителей.

            В последние годы рядом с проблемным, игровым все большую популярность приобретает модульная учеба. Учебный модуль – фундаментальное понятие дисциплины, которое представляет последовательный, логический, компактный план структурного изложения учебного материала, чтобы предотвратить повторов как внутри курса, так и в специальных дисциплинах. Каждый модуль обеспечивается справочным, иллюстративным материалом и списком заказной литературы. Переход от одного к другому модулю осуществляется по мере усвоения студентом учебного материала и прохождения промежуточного контроля независимо от других студентов. В оценку знаний студента входят все результаты промежуточных контрольных знаний, которые оцениваются в баллах. Цель студента заключается в том, чтобы набрать максимальное количество баллов и тем самым получить зачет или экзамен-автомат (“3”, “4”, “5”)  в зависимости от суммы баллов. Таким образом, модульная учеба стимулирует систематическую работу студента; способствует получению большого объема знаний, умений, навыков, за меньший срок; обеспечивает методическими средствами взаимодействую всех видов учебного процесса внутри модуля.

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа
E-mail:
Пароль:

Сайты

Объявления

Copyright MyCorp © 2010      Бесплатный хостинг uCoz