Реализация дидактичных принципов осуществляется через разработку теории и
основных видов учебы. Выделяют такие виды учебы: традиционное (репродуктивное),
проблемное, программируемое, игровое, компьютерное, модульное. Репродуктивное
или пояснююче-ілюстративне учеба один из эффективных, проверенных временами,
средств передачи систематизированного опыта человечества. Сущность его
заключается в том, что педагог выкладывает готовый материал в описательной
форме, разъясняющие сложные вопросы, а студенты (ученики) воспринимают,
осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Репродуктивная учеба базируется
на последовательности, доступности, систематичности, наглядности и полноте
преподавания материала, из конкретного предмета. Передача материалу
осуществляется преподавателем с помощью вещания (лекция, объяснение), печатного
текста (учебники, учебные пособия, методические рекомендации), наглядных
средств (схемы, натуральные объекты, видеофильмы), в т.ч. технических средств
учебы; практического демонстрирования способов деятельности (решение задач,
доказательство теоремы, составления плана), в т.ч.лабораторных работ. Главная цель
репродуктивной учебы заключается в том, чтобы обеспечить студентов системой
научных знаний, умений, навыков, с помощью которых, студенты смогут не только
получить новые знания, но и активно их использовать. Главные недостатки:
а)
отсутствие формирования и развития творческих способностей молодого человека;
б)
авторитаризм взаимоотношений педагога и студента.
Программируемая учеба, опираясь на
компьютерную технику, в определенной мере, ослабляет недостатки традиционного,
совершенствует его. Основой программируемой учебы является учебная программа, в
которой четко систематизирует сам учебный материал; действия студентов по его
усвоение и форму контроля усваивания. Учебный материал разбивается на
небольшие, логично завершенные, дозы, усвоение которых проверяется контрольными
вопросами. Если студент правильно отвечает, то предоставляется дежурная учебная
доза; при неверном ответе нужно повторить материал, а тогда опять проверить
себя. Преимущества программируемой учебы включают у себя: дозированная учебного
материала, индивидуализируется темп учебы, активная, самостоятельная
познавательная деятельность студента; постоянный контроль усвоения знаний;
использование технических средств учебы (информационных, контролирующих,
учебных), в т.ч. и автоматизированных.
Одним из видов производительной
учебы проблемно, с помощью которого у студентов производится умение мыслить
оригинально, творчески, логично, инициативно, самостоятельно преодолевать
теоретические трудности, формировать и развивать познавательные способности,
интересы и позитивное эмоциональное отношение, к учебе. Проблемная учеба
нуждается во включении в учебный материал теоретических проблем, проблемных
ситуациях, для решения которых студенту нужны новые знания.
Важными условиями проблемной учебы
выступают: необходимость вызывать познавательный интерес студента к содержанию
проблемы; познавательный материал должен быть важным в учебно-профессиональном
аспекте; стиль общения преподавателя и студента из авторитарного изменяется на
демократический (диалогический) при поддержке свободы взглядов и мислительної
активности студентов. Проблемная учеба опирается на использование таких методов
как проблемное преподавание, частично исследовательский, исследовательский,
эвристический, эмпирически исследовательский, прогностический.
Проблемная учеба в зависимости от
самостоятельного участия студентов подразделяется на ряд уровней. При
проблемном преподавании материала лектор ставит проблемные вопросы и постепенно
в течение лекции показывает как наука решает эти проблемы, при этом у студентов
формируются не столько знание-копии, сколько знание-умение, умение
самостоятельно делать выводы. Частично поисковый, дослідницікий метод
заключается в том, что преподаватель производит систему проблемных вопросов,
которые создают интеллектуальные трудности и интеллектуальный поиск студентов,
имеющихся знаний, который недостаточно для решения проблем. Педагог задает
дополнительные, наталкивающие вопросы-подсказки, которые позволяют студентам
самостоятельно разрешать проблему и тем самым формируются их творческие способности.
При исследовательском методе студенты самостоятельно формулируют проблему
(курсовая, дипломная работа, студенческие научные доклады, статьи) и сами
решают ее под руководством и контролем преподавателя. Этот метод обеспечивает
производительную, творческую деятельность студента и выработку знаний-умений,
знаний-трансформаций.
Проблемная учеба имеет много
преимуществ, прежде всего формирование творческой личности, но не всегда может
быть применено. Почему? Потому, что не каждый учебный материал может быть
представлен в форме проблемы; при формировании технических умений и навыков
традиционная учеба эффективнее; производительные методы нуждаются в
значительном времени и высокой педагогической квалификации преподавателя.
Поэтому в современной педагогике органически совмещаются как традиционные, так
и производительные, современные, инновационные методы учебы.
Проблемное изложение содержания
учебного материала реализуется также игровой учебой в форме учебно-деловых игр,
которые бывают разными в зависимости от сложности. Самая простая игра
заключается в том, что студенты знакомятся с конкретными производственными
ситуациями и им необходимо как специалистам принять определены профессиональные
решения, которые коллективно обсуждаются. Более сложная игра заключается в том,
что студенты выполняют (играют) определены сценарные роли в ситуациях, которые
носят инвариантный характер в зависимости от принятых своих ранее решений и
действий других исполнителей. Другие студенты потом оценивают действия участников
игры, которая способствует выработке и усвоению практических профессиональных
умений, навыков. Наивысший тип – полномасштабная деловая игра, которая
имитирует профессиональную деятельность и последствия профессиональных решений.
Такая игра нуждается в кропотливой настойчивой подготовке, значительного
времени для ее проведения и высокого профессионального мастерства педагогов и
исполнителей.
В последние годы рядом с проблемным,
игровым все большую популярность приобретает модульная учеба. Учебный модуль – фундаментальное
понятие дисциплины, которое представляет последовательный, логический,
компактный план структурного изложения учебного материала, чтобы предотвратить
повторов как внутри курса, так и в специальных дисциплинах. Каждый модуль
обеспечивается справочным, иллюстративным материалом и списком заказной
литературы. Переход от одного к другому модулю осуществляется по мере усвоения
студентом учебного материала и прохождения промежуточного контроля независимо
от других студентов. В оценку знаний студента входят все результаты
промежуточных контрольных знаний, которые оцениваются в баллах. Цель студента
заключается в том, чтобы набрать максимальное количество баллов и тем самым
получить зачет или экзамен-автомат (“3”, “4”, “5”)в зависимости от суммы баллов. Таким образом,
модульная учеба стимулирует систематическую работу студента; способствует
получению большого объема знаний, умений, навыков, за меньший срок;
обеспечивает методическими средствами взаимодействую всех видов учебного
процесса внутри модуля.